ЛК "Центрус"

Записи

«Яндекс» создал «тренировочную базу» для складских роботов

«Яндекс» готовится открыть центр робототехники для тестирования собственных складских роботов «Маркета», сообщил «Forbes» со ссылкой на источник, знакомый с планами компании.

Центр позволит «Маркету» оперативно тестировать прототипы, проверяя рабочие гипотезы, а также быстрее собирать новые промышленные роботы и внедрять их в работу складов для сокращения расходов маркетплейса на хранение товаров на складах и рост эффективности его логистики.

Центр площадью 1 700 кв. метров будет находиться недалеко от станции метро «Аминьевская». Он будет состоять из офисной части и отдельного пространства площадью около 1 000 кв. метров с тестовым полигоном, имитирующим складской объект с металлической конструкцией из стеллажей весом 17 тонн.

В «Яндексе» подтвердили скорое открытие центра робототехники, который станет хабом для работы соответствующего подразделения маркетплейса, численностью почти полсотни сотрудников. Официальное открытие центра назначено на май.

– Наличие и развитие подобного центра и крупного подразделения робототехники позволит «Маркету» оптимизировать затраты на отгрузку с фулфилмента (CPI или cost per item), развивать максимально автономные склады с минимумом операционных затрат, перемещать людей на менее рутинные операции, сократить неэффективные перемещения людей по складу, – объясняют в «Яндексе».

В списке вакансий «Яндекса» до недавнего времени была свободной вакансия руководителя продукта и развития бизнеса в «Маркет». Его задача собрать команду единомышленников, чтобы начать продавать собственные робототехнические решения.

Ранее тестирование роботов происходило на крупнейшем логистическом объекте «Маркета» в подмосковном Софьине. Оба представленных на данный момент робота — инвентаризатор Spectro и транспортировщик Motus – участвуют в стандартных операционных процессах комплекса.

– Оценить стоимость решения от «Яндекса» без точных характеристик достаточно сложно, но при серийном производстве базовая омниколесная логистическая платформа на 500 кг с лазерной системой позиционирования в производстве нам обходилась в районе 1-1,5 млн рублей без учета системы инвентаризации и дополнительного ПО, – говорит основатель «АРС Смарт Роботикс» (занимается роботизацией онлайн-ретейла) Лев Киселевский.

Мировой объем рынка складской роботизации в 2021 году составил $6,21 млрд и при среднегодовом темпе роста 9,5% достигнет к 2030 году $14,73 млрд, свидетельствуют данные исследовательского агентства Next Move Strategy Consulting.

Эксперты Mordor Intelligence ожидают, что рынок вырастет до $23,09 млрд уже в 2027 году (с $9,88 млрд в 2021 году, увеличиваясь в среднем на 15,33% в год).

«Маркет» входит в сегмент «Электронная коммерция» вместе с сервисами «Еда», «Лавка», Delivery Club и «Доставка». В 2022 году выручка направления выросла на 67%, до 101,2 млрд рублей, товарооборот e-commerce увеличился почти вдвое, до 308 млрд рублей, а доля сегмента в общей выручке группы составила 17%, следует из отчетности «Яндекса». Общая площадь складской инфраструктуры «Яндекс.Маркета» превышает 300 тысяч кв. метров — включая логистические комплексы в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре и Екатеринбурге.

– Без внедрения новых технологий в сфере роботизации компаниям сложно совершить качественный прогресс в вопросе экономической эффективности бизнес-процессов, — рассуждает Лев Киселевский. – К примеру, в сегменте e-grocery (доставка продуктов) основные затраты приходятся на сборщиков в дарксторах и курьеров. Курьеров в обозримом будущем заменить на автономных роботов-доставщиков не получится из-за сложности технологии и условий эксплуатации. А вот внедрить роботов для сборки заказов в дарксторы вполне реально, и это единственное решение, которое позволит увеличить производительность труда в три-четыре раза. Только оптимизацией бизнес-процессов такого эффекта достичь не получится.

Робототехника на складах с учетом сетапа, настройки, ошибок на первом этапе, обучения системы и более высокой стоимости персонала пока дороже, чем ручной труд для большинства товарных категорий, полагают аналитики.

– В России сегодня соседствуют полностью неавтоматизированные склады (Wildberries) и сильно автоматизированные склады (СДЭК, «Катрен», Ozon). Поскольку ситуация с компонентами неоднозначная, так пока и останется, – полагает сооснователь Data Insight Федор Вирин.

Если «Яндекс» сможет предложить дешевое решение с умным конвейером, то в условиях 70%-ного роста спроса на логистику только у е-commerce, запрос на автоматизацию будет очень высоким.

Артур Мартиросов, венчурный партнер фонда «Восход» (инвестирует в том числе в робототехнику), обращает внимание на то, что на рынке уже существует ряд компаний, активно разрабатывающих схожий продукт.

– Ronavi Robotics, «Киберсклад». Важно отметить, что Россия по среднему показателю плотности роботизации почти в 20 раз отстает от мировых значений: 6 роботов на 10 000 рабочих против 126 в мире, – прикидывает он.

Решения «Яндекса» могут быть интересны как крупным логистическим операторам (СДЭК, «Деловые линии», ПЭК, Pony Express), так и ретейлерам (X5 Group или «Лента»), которым также необходима автоматизация складов.

Напомним, «Яндекс» разработал два прототипа складских роботов: один из них будет заниматься инвентаризацией в логистическом комплексе «Яндекс Маркета». Второго «трудоустроили» в даркстор «Яндекс Лавки». Здесь робот будет раскладывать товары по полкам и подносить сборщикам заказов. LR
Источник: logirus.ru