Возрождение дорожных фондов
Министерство финансов опубликовало законопроект о создании федерального и региональных дорожных фондов. В 2011 году – спустя почти 10 лет после решения об их отмене – они снова появятся в России. Инициатором их воссоздания был Минтранс во главе с Игорем Левитиным. Министр финансов Алексей Кудрин сначала был против, но потом согласился. Окончательное же решение о переходе на новую схему финансирования дорожного хозяйства в июле 2010 года принял президент Дмитрий Медведев. Документ предлагает внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях и федеральный закон об автомобильных дорогах.
Базовый объем средств Федерального дорожного фонда России планируется установить в размере 254,1 млрд. рублей. С учетом дополнительных поступлений в 2011 году на дороги смогут потратить 386,7 млрд. руб., в 2012 году – 347,2 млрд., в 2013 году – 395,2 миллиарда.
В федеральный фонд будут зачислены средства, уже заложенные в бюджете на строительство и содержание дорог. Кроме того, фонд будет формироваться за счет доходов от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла, плата за проезд автомобилей, зарегистрированных за рубежом.
В законопроекте предусмотрена возможность повышения акцизов на бензин на 1 рубль. Если этот пункт будет одобрен, дорожное хозяйство в ближайшие два года сможет получить дополнительно 84,3 млрд. рублей – 178,7 млрд. рублей в 2011 году и и 285,2 млрд. в 2013 году.
Помимо этого, Минфин рассчитывает получить в 2012 году 3 млрд. рублей от введения платы за вред, причиняемый дорогам федерального значения крупнотоннажным транспортом массой свыше 12 т. Планируется, что в 2013 году эта сумма увеличится до 10 млрд. рублей, а в дальнейшем – до 60 млрд. рублей.
Тем, кто попытается избежать платы, грозят серьезные штрафы, которые также будут поступать в фонд. Не заплатившему сбор за проезд грузовика водителю грозит штраф в 5 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю – 40 тысяч рублей. А за повторное нарушение водителя на месяц лишат прав, а штраф с предпринимателя вырастет до 50 тысяч рублей. Максимальный штраф для юрлиц за первое нарушение – 137 360 рублей, за повторное – до 343 400 рублей.
Любопытно, что отдельным пунктом в документе прописаны безвозмездные и добровольные пожертвования от физических и юридических лиц.
Средства из фонда пойдут на строительство, капитальный ремонт и содержание федеральных трасс. Региональные власти смогут выбрать, создавать ли им дорожный фонд или сохранить существующую систему. Впрочем, Минфин настаивает на одном ограничении – регионам прямо запрещается организовывать дорожные фонды региональными законами о бюджете. Также предлагается установить возможность использования в очередном финансовом году остатков неиспользованных бюджетных ассигнований фондов текущего года.
Игорь Левитин ранее заявлял, что возврат к системе фондов позволит практически не менять планы финансирования дорожного строительства, заложенные в транспортной федеральной целевой программе на 2010 – 2015 годы. По словам главы Минтранса, за счет дорожного фонда ведомство рассчитывает к 2015 году привести в нормативное состояние до 85% сети федеральных автодорог (сейчас нормативам соответствует лишь треть федеральных дорог).