ЛК "Центрус"

Записи

Запуск национальной логплатформы потребует инвестиций в обновление IT-систем перевозчиков и обучением персонала

С 1 августа в России стартует эксперимент по оцифровке грузоперевозок на базе Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП).

Одним из плюсов запуска такой платформы директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев считает запуск обмена электронными документами на межгосударственном уровне, что упростит международные грузоперевозки.

– Сегодня каждый из этапов мультимодальных маршрутов прорабатывается отдельно. Подготовленные документы должны отвечать условиям всех стран, включенных в маршрут. Использование НЦТЛП упростит этот процесс: надо будет лишь ввести в систему необходимые данные о грузе и маршруте. Эти сведения будут доступны контрольным органам каждого государства, через которое осуществляется перевозка, – пояснил эксперт.

По словам директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуарда Миронова, после внедрения электронных транспортных накладных и путевых листов в отрасли появилась потребность в единой системе, способной корректно обрабатывать информацию. И НЦТЛП может стать таким решением.

Основатель транспортной компании TTG CARGO Андрей Рудаков считает, что ключевая задача НЦТЛП – это «обеление» рынка. Для добросовестных перевозчиков эта платформа станет еще одной возможностью масштабирования бизнеса.

– Как по мне, то создание такой платформы – это «разрыв» всего, что существовало на рынке грузоперевозок с 90-х годов. НЦТЛП – это кардинально иные правила игры и возможности масштабирования. Сейчас некоторые компании продолжают пользоваться «серыми», а иногда и «черными» схемами работы, игнорируя налоговые обязательства. Но после запуска НЦТЛП таким перевозчикам придется пройти процесс структурирования собственного бизнеса, а кому-то – даже закрыться, – полагает Андрей Рудаков.

НЦТЛП имеет большой потенциал для повышения эффективности логистических процессов, уверен генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов. Но для успешного внедрения, отмечает эксперт, необходимо обеспечить готовность компаний к цифровой трансформации, разработать нормативную базу и гарантировать безопасность данных.

– Необходимо, чтобы НЦТЛП была максимально открытой, удобной и доступной для всех участников логистического рынка, защищннной от кибератак. Платформа должна не ограничивать, а расширять возможности бизнеса, – добавил Сергей Чернов.

По словам эксперта, крупные игроки уже используют собственные IТ-решения и могут с неохотой интегрироваться в единую систему. Малым и средним предпринимателям потребуется время и инвестиции для перехода. Индивидуальные предприниматели и вовсе зачастую не обладают ресурсами и средствами для внедрения цифровых систем.

– Не удастся достигнуть оптимизации, если для внесения данных в новый сервис придется привлекать дополнительный персонал. Кроме того, переход собственника транспортного средства из физического лица в юридическое приведет к необходимости уплачивать дополнительные налоги. Эти расходы могут перейти на заказчиков перевозки, производителей товаров и впоследствии – на конечного потребителя. В результате, повышение налоговой нагрузки на собственников транспорта может повлиять и на рост тарифов на грузоперевозки, – поддержал коллегу директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.

Кроме того, Игорь Чернышев, основываясь на опыте использования электронных таможенных деклараций, опасается, что при большом числе единовременных запросов могут возникнуть сбои и технические неполадки. Но с другой стороны, переход на «цифру» поможет участникам ВЭД сократить собственные издержки на 10-15%, отказавшись от сотрудников, отвечающих за документооборот и планирование.

Другие собеседники «Логируса» также прогнозируют трудности с инвестированием в обновление систем, обучением персонала, сложностью подключения к НЦТЛП. Сергей Чернов указывает и на риски, связанные с отсутствием контроля над собственными данными, потенциальными угрозами кибератак и ответственностью за защиту данных.

Однако, Андрей Рудаков уверен, что все технические моменты со временем «отшлифуются», отмечая, что при внедрении «Платона» тоже было не все гладко.

Напомним, что для Национальной цифровой транспортно-логистической платформы «ГосЛог» уже определены экспериментальные маршруты. Эти направления охватят экспорт, импорт и перевозки грузов внутри страны. LR
Источник: logirus.ru