Новости

Средства от «Платона» позволили снизить число перегруженных трасс в РФ

По словам Д. Медведева, в прошлом году было построено и реконструировано свыше 3 тыс. км дорог, отремонтировано - 22 тыс. км, количество перегруженных трасс снизилась на четверть.
подробнее >>>

19.04.2017

Все деньги за «Платон» пустят на ремонт федеральных трасс

Сами дальнобойщики будут определять, где и какие участки дорог чинить. На таких участках будут стоять информационные щиты, что ремонт идет за счет средств «Платона».
подробнее >>>

03.04.2017

Сборы от «Платона» удвоятся в 2017 году

Согласно постановлению Правительства РФ, с 15 апреля 2017 г. ставка сбора вернется к изначально запланированному уровню в 3,06 руб./км. Сейчас тариф «Платона» составляет 1,53 руб./км.
подробнее >>>

03.03.2017

Все новости


Новости

<<< Назад

Повышение качества будет способствовать росту цены

Кро­ме то­го, 2013г. бу­дет пос­ледним для обо­рота топ­ли­ва клас­са "Ев­ро-3". Так­же про­дол­жит дей­ство­вать сис­те­ма диф­фе­рен­ци­рован­ных ак­ци­зов. И как следс­твие то­го, что ка­чест­во топ­ли­ва в РФ в це­лом долж­но по­высить­ся, ждать сни­жения цен на неф­теп­ро­дук­ты по­ка не при­хо­дит­ся.

Прес­ло­вутый "Ев­ро"

В год ав­то­моби­лис­ты Рос­сии пот­ребля­ют око­ло 35 млн т ав­то­мобиль­но­го бен­зи­на и при­мер­но столь­ко же ди­зель­но­го топ­ли­ва. Как подс­чи­тали экс­пер­ты ИФК "Со­лид - то­вар­ные рын­ки", еже­год­ный при­рост пот­ребле­ния ав­то­мобиль­но­го бен­зи­на сос­тавля­ет 3,5%, по ди­зелю - око­ло 4%. И да­же в кри­зис­ные го­ды спрос на мо­тор­ное топ­ли­во в РФ не сни­жал­ся, бла­года­ря уве­личе­нию ав­то­мо­биль­но­го пар­ка за счет сов­ре­мен­ных ав­то­мо­би­лей.

Нес­мотря на то что ав­то­моби­ли в РФ ста­новят­ся все бо­лее тех­но­логич­ны­ми, внут­ренний ры­нок мо­тор­но­го топ­ли­ва не ус­пе­ва­ет за тех­ни­чес­ким прог­рессом. Нап­ри­мер, Рос­сия по­ка толь­ко на пу­ти к пе­рехо­ду на эко­логи­чес­кий класс топ­ли­ва "Ев­ро-5", ко­торый ре­гули­ру­ет со­дер­жа­ние вред­ных при­месей в вых­лопных га­зах, в то вре­мя как Ев­ро­со­юз с 2009г. сде­лал этот стан­дарт обя­затель­ным для всех лег­ко­вых ав­то­моби­лей. Пла­ниру­ет­ся, что пол­ный пе­ре­ход на "Ев­ро-5" в Рос­сии бу­дет осу­щест­влен толь­ко в 2016г.

Ог­ра­ничить ис­поль­зо­вание в РФ "Ев­ро-2" долж­ны бы­ли уже в этом го­ду, од­на­ко неф­тя­ники ока­зались к та­кому по­воро­ту со­бытий не го­товы и поп­росту не ус­пе­ли мо­дер­ни­зиро­вать свои мощ­нос­ти.

Те­перь пра­витель­ство наст­ро­ено ре­шитель­но. По сло­вам ви­це-премь­ер Ар­ка­дия Двор­ко­вича, ни­каких отс­ро­чек боль­ше не пла­ниру­ет­ся, нес­мотря на то что ряд ве­домств выс­ту­па­ет за сме­щение на бо­лее позд­ний срок. По рас­че­ту ми­нист­ра энер­ге­тики РФ Алек­санд­ра Но­вака, к 2015г. Рос­сия смо­жет про­из­во­дить топ­ли­во "Ев­ро-5" в раз­ме­ре до 38 млн т бен­зи­на (до июля 2012г. - 600 тыс. т) и 77 млн т ди­зель­но­го топ­ли­ва (вмес­то 11,9 млн т) в год. К 2020г. эти по­каза­те­ли вы­рас­тут до 50,9 и 101,2 млн т со­от­ветс­твен­но.

Дли­тель­ные обя­затель­ства

Для обес­пе­чения пла­нов по мо­дер­ни­зации в июле 2011г. меж­ду неф­тя­ными ком­па­ни­ями, Фе­дераль­ной ан­ти­моно­поль­ной служ­бой (ФАС), Фе­дераль­ной служ­бой по эко­логи­чес­ко­му, тех­но­логи­чес­ко­му и атом­но­му над­зо­ру (Рос­технад­зор) и Фе­дераль­ным агентством по тех­ни­чес­ко­му ре­гули­рова­нию и мет­ро­логии (Росс­тан­дарт) бы­ли под­пи­саны че­тырехс­то­рон­ние до­гово­ры по масш­таб­ной мо­дер­ни­зации НПЗ. Ре­зуль­та­том предп­ри­нятых мер, по подс­че­там Ми­нис­терс­тва энер­ге­тики РФ, долж­ны стать зна­читель­ные ин­вести­ции в от­расль, ко­торые в пе­ри­од с 2011г. по 2015г. долж­ны дос­тигнуть 1 трлн руб. При этом в 2012г. мож­но вес­ти речь о сум­ме в 200 млрд руб., что боль­ше, чем за 2008-2010гг. вмес­те взя­тые.

Пла­ниро­валось, что в те­чение 2012г. ком­па­нии долж­ны ввес­ти в экс­плу­ата­цию де­сять но­вых ус­та­новок вто­рич­ной пе­рера­бот­ки об­щей мощ­ностью 15,34 млн т и за­вер­шить ре­конс­трук­цию еще де­сяти (13,7 млн т). Од­на­ко не все они ук­ла­дыва­ют­ся в гра­фики. Меж­ду тем от­расле­вые экс­пер­ты по­лага­ют, что гло­баль­но гра­фик пе­рехо­да на бо­лее эко­логич­ные ви­ды топ­ли­ва в Рос­сии ме­нять­ся не бу­дет. При этом, по рас­че­там влас­тей, и уг­ро­зы де­фи­ци­та топ­ли­ва в РФ так­же воз­ник­нуть не долж­но.

Бо­лее то­го, по мне­нию ди­рек­то­ра энер­ге­тичес­ко­го цент­ра биз­нес-шко­лы "Скол­ко­во" Гри­гория Вы­гона, ес­ли мо­дер­ни­зация рос­сий­ских НПЗ про­изой­дет в со­от­ветс­твии с пла­нами ком­па­ний, то неф­те­пере­раба­тыва­ющая от­расль смо­жет обес­пе­чить внут­ренний ры­нок бен­зи­ном и диз­топли­вом клас­са "Ев­ро-3" в 2013г. и клас­са "Ев­ро-5" в 2016-2017гг., а в 2020г. уже мо­жет воз­никнуть су­щест­вен­ный про­фицит ав­то­бен­зи­на - бо­лее 10 млн т. "В свя­зи с этим воз­ни­ка­ет воп­рос о том, нуж­но ли Рос­сии столь­ко бен­зи­на, та­кой вы­сокий объ­ем пер­вичной пе­рера­бот­ки и та­кие жест­кие тре­бо­ва­ния к ком­па­ни­ям по мо­дер­ни­за­ции", - под­черк­нул Г.Вы­гон.

Вы­год­ные на­логи

Для раз­ви­тия неф­те­пере­работ­ки в Рос­сии вво­дят­ся и зап­ре­титель­ные ме­ры. Нап­ри­мер, пос­ле то­го как раз­ра­зил­ся бен­зи­новый кри­зис, соп­ро­вож­давший­ся де­фици­том топ­ли­ва на АЗС и рез­ким рос­том цен на не­го в ря­де ре­ги­онов, пра­витель­ство вве­ло заг­ра­дитель­ную пош­ли­ну на экс­порт бен­зи­на в раз­ме­ре 90%. При­чем она кос­ну­лась не толь­ко са­мого топ­ли­ва, но и ак­тивно экс­пор­ти­ру­емо­го из Рос­сии пря­могон­но­го бен­зи­на, ко­торый за­тем в Ев­ро­пе ис­поль­зо­вал­ся для вы­пус­ка ка­чест­вен­но­го топ­ли­ва.

Сти­мулом для мо­дер­ни­зации НПЗ долж­ны стать диф­фе­рен­ци­рован­ные став­ки ак­ци­зов: бо­лее низ­кий ак­циз на топ­ли­во бо­лее вы­соко­го эко­логи­чес­ко­го клас­са. С 1 июля 2012г. бы­ли по­выше­ны ак­ци­зы на бен­зин клас­сов "Ев­ро-2" и "Ев­ро-3", в то вре­мя как ак­ци­зы на "Ев­ро-4" ос­та­лись не­из­мен­ны­ми, а на "Ев­ро-5" сни­зи­лись.

Перс­пек­ти­вы пла­тить мень­ше на­логов прив­лекли неф­тя­ников. Как подс­чи­тали в ЛУ­КОЙ­Ле, эко­номия ком­па­нии на диф­фе­рен­ци­ации ак­ци­зов на свет­лые неф­тепро­дук­ты в 2012г., по пред­ва­ритель­ным дан­ным, сос­та­вит 200 млн долл.

Как следс­твие, не­кото­рые ком­па­нии прис­ту­пили к пе­рехо­ду на вы­пуск "Ев­ро-5" со зна­читель­ным опе­реже­ни­ем сро­ков. В част­нос­ти, в июле "Баш­нефть" объ­яви­ла, что пол­ностью пе­реш­ла на про­дажу ав­то­мобиль­но­го бен­зи­на и ди­зель­но­го топ­ли­ва на сво­их АЗС толь­ко стан­дарта "Ев­ро-5". Од­новре­мен­но "Газп­ром нефть" пе­реве­ла на "Ев­ро-5" "Ярос­лавнеф­те­орг­син­тез", ко­торым вла­де­ет вмес­те с ТНК-BP. В те­чение 2012г. ком­па­ния на­чала вы­пуск ди­зеля и бен­зи­на клас­са "Ев­ро-5" на омс­ком НПЗ. Пол­ностью на про­из­водс­тво ав­то­мобиль­ных бен­зи­нов 4-го и 5-го клас­сов, а так­же ди­зель­но­го топ­ли­ва 5-го клас­са НПЗ пе­рей­дет с 2013г. На вы­пуск "Ев­ро-5" так­же пе­решел ря­занс­кий НПЗ - круп­ней­шее неф­те­пере­раба­ты­ва­ющее предп­ри­яти­ем ТНК-BP. Пла­ни­ру­ет­ся, что го­до­вой объ­ем про­из­водс­тва сос­та­вит 1,5 млн т.

В свою оче­редь в ЛУ­КОЙ­Ле ожи­дали, что в 2013г. эко­номия ком­па­нии за счет по­нижен­ных ак­ци­зов долж­на дос­тигнуть 460 млн долл. Од­на­ко этим пла­нам, ско­рее все­го, сбыть­ся не суж­де­но. Так как го­сударс­тво нес­коль­ко уме­рило щед­рость и при­няло за ос­но­ву бо­лее вы­сокие ак­цизные став­ки, чем пла­ниро­валось ра­нее. Од­на­ко диф­фе­рен­ци­ация бы­ла сох­ра­нена. В це­лом в 2013г. они ста­нут вы­ше на 6%. На бен­зин "Ев­ро-5" с 1 ян­ва­ря 2013г. став­ка ак­ци­за уве­личит­ся поч­ти на 12%, а на бен­зин клас­са "Ев­ро-3" - на 23%.

Воп­рос в це­не

Итак, рос­сий­ский пот­ре­битель мо­жет ожи­дать по­выше­ния ка­чест­ва бен­зи­на и ди­зеля, но при этом топ­ли­во вряд ли сни­зит­ся в це­не. Да­же 2012г., су­дя по все­му, нес­мотря на пред­вы­бор­ный пе­ри­од, ха­рак­те­ризо­вав­ший­ся сни­жени­ем цен на топ­ли­во, в це­лом мо­жет ока­зать­ся ре­корд­ным по рос­ту цен и обог­нать инф­ля­цию. Во вто­рой по­лови­не го­да, литр вы­соко­ок­та­ново­го бен­зи­на и ди­зеля уже уве­рен­но сто­ил боль­ше пси­хо­ло­ги­чес­ки важ­ной от­мет­ки в 30 руб.

По оцен­кам ана­лити­ка исс­ле­дова­тель­ской ком­па­нии IN­FO­Line Ива­на Фе­дяков, при­чина рос­та цен на бен­зин кро­ет­ся во впол­не объ­ек­тивных фак­то­рах. Во-пер­вых, это рост ак­ци­зов на бен­зин, во-вто­рых, це­ны на нефть в ми­ре ос­та­ют­ся ус­той­чи­во вы­со­ки­ми.

Про­тиво­весом по­доб­ным тен­денци­ям мог­ла бы стать здо­ровая кон­ку­рен­ция на рын­ке, счи­та­ет экс­перт. В ка­чест­ве при­мера он при­водит ры­нок мо­тор­но­го топ­ли­ва в США, где в ус­ло­ви­ях жест­кой кон­ку­рен­ции иг­ро­ки не име­ют воз­можнос­ти за­вышать це­ны на бен­зин и при этом ве­дут борь­бу за ка­чест­во. В ре­зуль­та­те цент­ра­ми при­были для вла­дель­цев зап­ра­воч­ных стан­ций ста­новят­ся со­путс­тву­ющие ус­лу­ги и ка­фе, а на­цен­ка на бен­зин поч­ти от­сутс­тву­ет.

Меж­ду тем в Рос­сии ре­али­зации аме­риканс­ких под­хо­дов к ве­дению дан­но­го биз­не­са вряд ли сто­ит ожи­дать. В бли­жай­шее вре­мя топ­ливно­му рын­ку мо­жет гро­зить толь­ко ук­рупне­ние. В пер­вой по­лови­не 2013г. "Рос­нефть" пла­ниру­ет зак­рыть сдел­ку по при­об­ре­тению неф­тя­ной ком­па­нии ТНК-BP. В ре­зуль­та­те на ее до­лю бу­дет при­ходить­ся при­мер­но треть рос­сий­ской неф­те­пере­работ­ки, пос­чи­тал ру­ково­дитель про­ек­та ОАО "Со­лид - то­вар­ные рын­ки" Ми­ха­ил Ту­рука­лов. Кро­ме то­го, по­лага­ет ве­дущий ана­литик ком­па­нии "Аль­па­ри" Ми­ха­ил Кры­лов, ком­па­ния по­лучит по­лови­ну рын­ка ав­то­мобиль­но­го топ­ли­ва в РФ, при этом в не­ко­то­рых ре­ги­онах ее до­ля мо­жет до­хо­дить до 60 и да­же 70%.


Источник: РБК

11.12.2012


< Предыдущая | Следующая >


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Рефрижераторы